Борис Забарко. Слез у этих детей не было...

Есть даты и события, которые нам нельзя забывать. Среди них – 27 января – день освобождения Аушвица-Биркенау (Освенцима), самого крупного и печально известного лагеря смерти – символа преступления нацизма, символа Холокоста.

73 года назад, в тот уже далёкий январский день 1945 г., советских воинов, вошедших в лагерь смерти Аушвиц (Освенцим), ворота которого первым открыл командир штурмового отряда Анатолий Шапиро, встретили семь тысяч живых скелетов, которые не могли не только передвигаться, но даже говорить, у которых не осталось сил даже на то, чтобы радоваться освобождению.

Ужасы войны померкли перед освободителями, потерявшими в боях за лагерь почти половину личного состава (погибли 231 советских солдат и офицеров), чтобы не дать умереть последним узникам: зловоние разлагающихся трупов, горы одежды, зубов, детской обуви, бани, в которых не мылись, больницы, в которых не лечили, крупнейшее в мире кладбище, где нет могил. Как и у нас, в Бабьем Яру.

В Аушвице-Биркенау было уничтожено (по разным подсчетам) от полутора до двух миллионов человек из более чем 20 стран: 150 тысяч поляков, 23 тысячи синти и рома, 15 тысяч советских военнопленных и около 25 тысяч граждан других национальностей. Но больше всех было евреев - 1 миллион 100 тысяч человек. Из десяти уничтоженных здесь девять были евреями.

И среди них дети - 220 тысяч еврейских девочек и мальчиков. 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских.

Один из освободителей Освенцима, генерал-лейтенант Василий Петренко вспоминал: «Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих детей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…».

Бывший узник Аушвица, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель однажды охарактеризовал убийство еврейских детей - уничтожение будущего - в качестве худшего из преступлений: "Их всегда первыми забирали и отправляли на смерть. Если бы я должен был начать перечислять здесь и сейчас их имена - мойшелей, янкелей, соделей, - я должен был бы стоять здесь на протяжении многих месяцев и лет". Мы никогда не узнаем, сколько будущих Эйнштейнов было среди них.

В той страшной кровавой войне - в Холокосте - еврейский народ потерял 6 миллионов своих сынов и дочерей. Треть еврейского населения планеты, две трети еврейского населения Европы, в том числе полтора миллиона детей, были жестоко убиты.

Целая цивилизация, внесшая чрезвычайно огромный вклад в культурное и интеллектуальное наследие Европы и всего мира, была растоптана, разрушена и уничтожена.

Массовые убийства в эпоху Холокоста на все времена изменили мир, в том числе и Украину, оставив глубокие шрамы в истории и памяти.

Более полутора миллионов украинских евреев были уничтожены нацистами и их пособниками в этом неслыханном народоубийстве. Были уничтожены бесчисленное множество семей, общин и центров, которые на протяжении столетий вносили большой вклад в культурное и интеллектуальное наследие страны и обогащали национальную жизнь Украины. Практически навсегда исчезла восточноевропейская культура языка идиш, внесшая значительный вклад в мировую литературу. В Украине нет ни одной еврейской семьи, которой не коснулся Холокост. Каждая четвертая жертва - украинский еврей.

Для евреев нашей страны и Европы, освобождение от оккупации, а затем Победа над нацизмом, означали спасение от тотального уничтожения. Но освобождение произошло слишком поздно.

Только немногие смогли пройти через эти страшные испытания, через этот ад на земле. Их чувство облегчения в момент освобождения было смешано с неизбежным осознанием ужасной судьбы, постигшей бесчисленное количество тех узников нацизма, которых уже нельзя было спасти. К радости наступления свободы, писал Примо Леви - бывший узник Освенцима, отразивший в литературе драму Холокоста, "примешивалось болезненное ощущение стыда… и страдания, потому что мы чувствовали, что свобода - это иллюзия и с этого момента никогда не случится ничего доброго и чистого, что заставило бы нас стереть прошлое и предать забвению не заживаемые шрамы от нанесенных нам обид".

С тех пор прошло более 70 лет.

И все эти годы мы вспоминали с болью и печалью, пытаясь понять: как эта беспрецедентная трагедия стала возможной? Почему мир не смог предотвратить Холокост и другие зверства, совершенные впоследствии? Извлекли ли люди уроки из прошлого, уроки, которые и сегодня не потеряли своей актуальности? Как мы можем сохранить память о Холокосте, чтобы предотвратить нечто подобное в будущем?.

Особенно актуальными и злободневными эти вопросы ставятся в дни, когда во многих странах мира независимо от роли, которую играла в то время их страна. отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (Катастрофы, Шоа)

Идею провозглашения Международного дня памяти жертв Холокоста, выдвинул Международный форум по Холокосту,- "первое крупное международное событие третьего тысячелетия", который проходил в Стокгольме ( январь 2000 г.). Руководители 45 стран мира (президенты Аргентины, Болгарии, Венгрии, Латвии, Словакии, Словении, Польши, Чехии, премьер-министры Австрии, Израиля, Исландии, Италии, Литвы, Македонии, Норвегии, Финляндии, Франции, Швеции, Украины, Федеральный канцлер ФРГ.), отметив, что «беспрецедентный характер Холокоста всегда будет иметь вселенское значение». взяли на себя обязательство «развивать разные формы увековечения памяти жертв Катастрофы, включая ежегодный День памяти жертв Холокоста».

Знаменательно, что международная конференция объявила о своем обязательстве посеять семена лучшего будущего на почве горького прошлого. «Мы сочувствуем страданиям жертв и черпаем вдохновение в их борьбе. Наше обязательство — помнить о погибших, уважать уцелевших, живущих среди нас, и вновь подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости».

Как писала тогда европейская пресса: «Холокост выпустили из гетто», «С этого времени Холокост перестал принадлежать только евреям».

В октябре 2002 г. министры образования государств-участников Совета Европы приняли решение о том, чтобы во всех школах их стран следует проводить «День памяти Холокоста» 27 января.

В январе 2005 г. идею о Международном дне памяти жертв Холокоста 27 января одобрили на 28-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая была посвящена шестидесятой годовщине освобождения Освенцима и других лагерей смерти войсками стран антигитлеровской коалиции.

12 августа 2005 г. представители Австралии, Израиля, Канады, Российской Федерации и США обратились к Генеральному секретарю ООН с предложением включить в повестку дня 60-й сессии ГА ООН пункт «Память о Холокосте».

Десять месяцев подготовительной работы, два дня обсуждения, страстная речь израильского посла в ООН Дана Гиллермана, который представлял проект документа (спустя лишь неделю после того, как иранский президент Махмуд Ахмадинеджад, отрицая Холокост, призвал стереть Израиль с карты мира). И 1 ноября 2005 г. специальная сессия Ганеральной Ассамблеи ООН единогласно приняла историческую резолюцию №69/7 «Память о Холокосте», поддержанную 104 странами мира (включая 8 мусульманских стран) и учредила Международный день памяти жертв Холокоста 27 января – день освобождения концлагеря Аушвиц советскими войсками.

В резолюции «Память о Холокосте», преамбула которой содержит ссылки на Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, подчёркивается, что "Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейства и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость".

В ней отвергается "любое отрицание Холокоста - будь то полное или частичное - как историческое событие".

“Резолюции появляются и забываются, но эту можно назвать вечной, потому что она означает, что каждый год, начиная с этого, будут проводиться церемонии, - заявил Дан Гиллерман. - Это важное решение принято с учетом того печального факта, что число оставшихся в живых жертв Холокоста - уменьшается каждый год, и они стараются передать память о пережитом грядущим поколениям. Историческое решение ООН является гарантией того, что память о Холокосте и его уроках не будет стерта».

О Холокосте будут знать, и помнить все люди Земли, потому что он был трагедией не только для евреев, но и для всего человечества, неотделимой частью еврейской и всемирной истории, частью системы ценностей демократического мира.

Правда, миру понадобилось несколько десятилетий, чтобы признать это, осознать масштаб горя народа и значение потери для всего цивилизованного человечества.

Украина была соавтором резолюции. Но только спустя 7 лет после этого, Верховная Рада Украины постановила ежегодно отмечать на государственном уровне День памяти жертв Холокоста 27 января.

Сегодня ветры исторических перемен открыли возможность дать честную оценку своему прошлому. И, если мы хотим избавить грядущие поколения от подобных трагедий, если мы хотим войти в цивилизованную европейскую семью народов, нам необходимо прилагать усилия, чтобы память жертв нацизма и героев борьбы с ним не была предана забвению, уважать выживших в годы Холокоста, которые прошли через все ужасы гетто и концлагерей, были обречены на гибель, но сопротивлялись, боролись за свое существование, сохранили человеческий облик и победили смерть, а также освободителей – советских воинов и воинов стран антигитлеровской коалиции, в составе которых было и полтора миллиона еврейских солдат и тех благородных людей - Праведников народов мира, которые в море ненависти, равнодушия и бесчувствия, несмотря на опасности и тяжелые испытания, делали все для помощи и спасения евреев, оказавшихся изгоями на своей родине.

Необходимо представить историческую истину во всей своей полноте, не обходя и сложные, болезненные вопросы сотрудничества определенной части украинского общества с нацистами, коллаборации и антиеврейских акций украинских агрессивных националистов, хотевших, как отмечает известный украинский историк Ярослав Грицак, «видеть будущую украинскую страну как страну Judenfrei, без евреев» (Ярослав Грицак. «Чи УПА брала участь у погромах, а чи допомагала рятувати євреїв?». – Український журнал -10/2009).

Необходимо также не обходить и светлые страницы истории, которые замалчивались официальной историографией - о роли украинцев в помощи и спасении евреев. Замалчивались, может быть, еще и потому, что мужество этих людей - укор местным погромщикам, палачам и полицейским, а также пассивным, равнодушным, доказательство, что и во мраке Холокоста можно было сделать другой выбор, кроме бессловесного подчинения преступному режиму или сотрудничества с ним, и оставаться порядочным человеком.

Если мы позволим памяти о Холокосте угаснуть, а связанные с ним исторические события подвергнуть отрицанию или ревизии, то совершим новое преступление, потому что уничтожение памяти неизбежно ведет к повторению прежних ошибок. И все это может повториться, если мы забудем о Холокосте, если не скажем всей правды о том, что и как было, правды о каждом человеке – о палаче и жертве, равнодушном, пассивном наблюдателе и предателе-коллаборанте, о Праведнике народов мира, потому что каждая человеческая жизнь неповторима.

Эта память должна объединять нас, живущих на этой земле. А для этого она должна быть свободна от всяческих умолчаний и фальсификаций.


Участники международной конференции по проблемам Холокоста – бывшие узники концлагерей и гетто - в Бабьем Яру

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость, антисемитизм и пренебрежение к человеческому достоинству. Холокост принес нам горький урок того, что антисемитизм и фашизм – это одно и то же явление, и ростки его надо уничтожать на корню. Это обязательство не только перед еврейским народом, но и перед всеми другими, кому угрожает или может угрожать такая же судьба. Потому что, как и это показал Холокост, хотя евреи могут быть первыми жертвами антисемитской ненависти, они редко оказываются последними жертвами.

Напоминание об этом может послужить предостережением о том, что мы должны всегда быть начеку, дабы не пропустить предупредительных примет новой беды.

Мы, пережившие Холокост, постоянно говорим об этом, потому что на своем горьком опыта знаем к чему ведет ненависть, предрассудки, ксенофобия и антисемитизм. И на вопрос: «Почему столько людей, которые пережили Холокост, ощущают появление угрозы еврейскому народу еще до того, как она принимает конкретные очертания?», отвечаем словами писателя и публициста, бывшего вице-премьера Швеции Пера Олмарка: «Потому что им известно, как «безвинные» намеки перерастают в обвинения, которые в свою очередь, превращаются в дискриминацию, а потом становятся частью заведомого порядка. И тогда начинается истерия. Те, кто пережил это один раз, бьют в набат, потому что знают, что поставлено на карту. Этими действиями они укрепляют демократию в наших странах таким образом, каким сделать способны только они. И мы должны прислушаться к этим людям, чтобы выжить самим».

Поэтому мы с полным основанием имеем право требовать от властей и общественности не только выразить свое отношение к антисемитизму, ксенофобии, разжиганию межнациональной вражды, но и решительного применения всех законодательно предусмотренных мер, чтобы виновные в этих провокациях ответили и по украинским законам, и по законам человеческой совести.

И мы должны дать отпор безумным фанатикам и изуверам, кем бы они не являлись, которые отрицают Катастрофу. Как подчеркивает Вячеслав Кантор - президент Европейского Еврейского Конгресса и Фонда «Всемирный Форум памяти Холокоста» в статье «Помнить, чтобы предостеречь…», опубликованной в нашей третьей книге «Жизнь и смерть в эпоху Холокоста»: «Важно понимать, что отрицание Холокоста – это не только глумление над памятью его жертв и не только одна из наиболее кощунственных составляющих современного антисемитизма. Отрицание Холокоста есть его оправдание».

Во имя будущего мы обязаны помнить о Холокосте.

Время идет, и мы стоим на пороге момента, когда это трагическое событие превратится из памяти в историю. Как отмечается в Послании Генерального секретаря ООН по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января 2010 года: «Люди, пережившие Холокост, будут с нами не вечно. Но память о том, что они пережили, должна оставаться с нами. Мы должны сохранить то, о чем они нам поведали, в памятниках, в учебниках — и прежде всего в своем решительном стремлении предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления».

Выполнить библейский завет: "Только постарайся уберечь душу свою от забвения вещей, что увидели глаза твои, дабы не покинули они сердце во все дни жизни твоей. И должен ты рассказать об этом своим детям и детям твоих детей (Дварим 4:9-10) - наш долг перед прошлым и наше обязательство по отношению к будущему.

Рассказывая, мы исполняем - пусть лишь в меру наших слабых возможностей - последнюю волю безвинно погибших, которые верили, что кто-нибудь уцелеет и поведает миру правду, что души их будут спасены и смерть окажется не напрасной, если их последняя воля будет исполнена.

Опубликованные нами - бывшими узниками концлагерей и гетто - в Украине, Великобритании и Германии фундаментальные сборники свидетельств и воспоминаний «Живыми остались только мы: свидетельства и документы».- (Киев 2000), «Nur wir haben überlebt. Holocaust in der Ukraine. Zeugnisse und Documentе», (Köln,2004), «Holocaust in the Ukraine. – (London, 2005), трехтомник «Жизнь и смерть в эпоху Холокоста: Свидетельства и документы». – (Киев, 2006-2008), двухтомник «Мы хотели жить» – (Киев, 2013-2014) и др. – ответ всем тем, кто пытается спорить с историей, отрицая или преуменьшая трагедию Катастрофы, это удар по тем, которые делали и делают всё, чтобы стереть с лица земли еврейский народ, и саму память о нём.

По мере того, как уходит из жизни поколение людей, переживших Холокост, и их освободителей, необходимо продолжить эстафету памяти, которая порождает действие и служит средством просвещения будущих поколений.

И, если сегодня мы сохраним и передадим «долг памяти», который является необходимым бастионом в борьбе с искушением забвения, и, если сегодня мы сохраним и передадим «долг солидарности», о котором Эли Визель, сказал, что «мы никогда не страдаем в одиночку, но мы всегда страдаем с теми, кто страдает из-за наших страданий», с нами останется и станет ещё более актуальным в будущем "долг просвещения" грядущих поколений о важности защиты достоинства и ценности каждой человеческой личности, вне зависимости от расы или религиозных убеждений.

Вот почему ГА ООН в резолюции «Память Холокоста» призвала все государства "разработать просветительские программы, благодаря которым уроки Холокоста всегда будут в памяти будущих поколений и которые помогут предотвратить будущие акты геноцида". Это относится и к Украине тоже.

Поэтому мы, пережившие Холокост, которым про словам Генсека ООН отводится «важная роль в том, чтобы его уроки были сохранены в памяти будущих поколений», обращаемся к государственным и общественным организациям, к еврейским общинам развивать разные формы сохранения и увековечения памяти жертв нацизма, распространять знания о Холокосте, поощрять изучение истории и уроков Холокоста во всех его аспектах и направлениях – в школах и высших учебных заведениях, в общинах и других институциях.

Мы надеемся и верим, что еще при нашей жизни в Украине, которая была одной из самых ужасных сцен Холокоста и самых жестоких преступлений, будут установлены памятные знаки на местах массовых расстрелов украинских евреев, будут построены государственный Музей Холокоста, Мемориалы памяти в честь безвинно убитых в Киеве и других городах и населённых пунктах, а также Мемориалы Праведников народов мира, что Украина, наконец-то, присоединится к Международному альянсу в память о Холокосте (МАПХ), в который в настоящее время входит более 30 стран, и, что будет выработана и претворяться в жизнь государственная политика по отношению к памяти о Холокосте, как части общей памяти, истории и трагедии Украины, потому что евреи – жертвы Катастрофы - были детьми украинской земли.

Мы обращаемся к международным, национальным и местным государственным и еврейским организациям и общинам проявить большую заботу и внимание к последнему поколению жертв Катастрофы, которых остается все меньше и меньше. Эти люди, пережившие самое страшное горе человечества, выжившие на краю смерти, потерявшие родителей, детство и юность, заслуживают достойной старости.

Признание темы Холокост является лакмусовой бумажкой, которая определяет принадлежность того или иного государства к цивилизованному миру. Тема Холокоста неисчерпаема, потому что человеческий фактор в ней - главное. Ибо, как писал Примо Леви: «Холокост – это история человека, его достоинства и свободы». Это часть биографии каждого из нас, даже тех, кто избежал этого ада.

Не забывая о вине преступников и их соучастников, не умаляя страдания жертв и не отменяя скорбь, во имя душ ушедших и ради наших собственных - мы еще раз должны подтвердить наше желание: отстаивать человеческое достоинство для всех, утверждать жизнь, вселять надежду, а не отчаяние, преграждать насилие и благословлять свободу, справедливость и мир.

Забарко Борис Михайлович (1935 г.) - бывший узник Шаргородского гетто (Винницкая область). Обучение на историческом факультете Черновицкого Государственного Университета, учитель, завуч сельской средней школы, преподаватель Университета, аспирантура Института истории Национальной Академии наук Украины (НАНУ), кандидатская диссертация, ведущий научный сотрудник Института истории и Института мировой экономики и международных отношений НАНУ, руководитель социального отдела и координатор программы "Холокост" "Джойнта", директор Киевского Института социальных и общинных работников, Председатель Всеукраинской Ассоциации евреев - бывших узников гетто и нацистских концлагерей, руководитель научно-просветительского Центра «Память Катастрофы», вице-президент Международного союза общественных объединений евреев - бывших узников фашизма, член Наблюдательного совета Международного фонда "Взаимопонимание и толерантность". Д-р Борис Забарко – заслуженный деятель науки и техники Украины, Лауреат премии Национальной Академии наук Украины, премии Европейского «Бнай Брит» «In Recognition for immortalizing the Holocaust tragical memory», автор более 230 книг и статей, опубликованных в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиле, России, США, Украине.

 

Источник: www.newswe.com

FASHION NEWS
рубрика: