Раввин Александр Духовный: Пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем

Раввин Александр Духовный в 1994-1999 гг. учился в раввинистической Академии «Лео Бек Колледж» в Лондоне и одновременно в Центральной Лондонской школе психологов, а также в Лондонском университете, где в 1998 году получил звание магистра искусств в области иврита и еврейских знаний.

В 1999 году, после окончания учебы, он возвращается в Киев и работает раввином в Киевской общине прогрессивного иудаизма «Атиква» (в переводе с иврита — «Надежда»). В этом же году он избирается главным раввином общин прогрессивного иудаизма Киева и Украины. Раввин Духовный является членом нескольких Конференций раввинов стран Европы и Америки. В течение трех сроков возглавлял Восточно-Европейский Совет Прогрессивных раввинов.

Почему Вы выбрали для себя прогрессивное направление иудаизма? Вы учились в ортодоксальной ешиве…

В 1990 году, посещая Нидерланды, я встретил раввина общины либерального иудаизма из Гааги. Впервые в жизни я узнал, что кроме евреев с пейсами, в лапсердаках и в шляпах есть другие иудеи, которые верят в Бога, но не носят этих отличительных символов. В конце концов, пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем.

Тогда я впервые открыл мир иудаизма, внутри которого я могу быть тем, кем я на самом деле являюсь, тем, кем я создан Богом. И вот, в 1991 году, мы возобновили деятельность реформистской общины в Киеве. Ведь реформизм пришел в Украину в начале XIX века, параллельно с процессом аскалы [еврейское просвещение, — прим. И. Н.].

Для меня и для многих моих соратников реформистский иудаизм в те времена был путеводителем в «страну Иудаизм». Я рос в еврейской семье, где моя мать — дочь хасидского раввина — старалась по возможности соблюдать традидии даже во времена Советского Союза. Отец же был светским евреем. От матери я кое-что знал об иудаизме и до появления различных религиозных направлений в независимой Украине, но именно тогда я понял, что быть евреем можно по-разному. Я сделал свой выбор, воспринимая иудаизм реформы как дом, в котором окна и двери открыты для всех. Это был свежий воздух, который был необходим после семидесятилетнего удушья во времена Советского Союза.

Сегодня, уже будучи раввином, я не сомневаюсь в том, что мой выбор был правильным. Да, я учился в ортодоксальной ешиве, но учился уже в то время, когда выбрал для себя реформистский путь. По условиям учебной программы Лондонского раввинистического колледжа, в котором я получал смиху, мы должны были один год учится в Израиле. Я и моя покойная супруга, которая вместе со мной стала раввином, выбрали учебу в современной ортодоксальной ешиве «Пардес» в Иерусалиме. Там мы еще более удостоверились в том, что путь реформистского иудаизма правильный дня нас.

Иудаизм всегда был реформистским и прогрессивным, в нем я нахожусь и сейчас.

Если бы Вас попросили назвать три главные идеи-постулата реформизма для Вас, какие пункты бы Вы назвали?

Реформистский иудаизм базируется не на формальности выполнения заповедей, а на их глубоком понимании, а также на морально-этических нормах взаимоотношений между людьми. Главное правило, которое написано в Талмуде, — «Люби Бога в людях, которые созданы по его образу и подобию».

Это один из самых важных постулатов, на котором базируется реформистский иудаизм. Не отрицая традицию, а развивая традицию, которая ведет меня не в XVI век, а идет рядом со мной в XXI веке.

Развитие традиций, уважение к праву выбора каждого человека, и как последний пункт — борьба за внутреннее преобразование, «тикун ацми». Преобразуя себя, я изменяю в лучшую сторону мир, в котором живу. С этого начинается иудаизм, и не только реформистский.

Что важнее в таком случае, соответствие духу времени или нормы галахи?

«Люби ближнего, как самого себя» — золотое правило иудаизма. Взаимоотношения между людьми и гуманизм иудаизма считался пророками вершиной иудаизма. Это его универсальное послание миру, это то, что мы передаем всем людям.

В иудаизме есть два послания. Первое — партикулярное. Это послание для нас, как для избранного народа, которое направлено на строгое соблюдение заповедей, базирующееся на галахе — еврейском законодательстве, зафиксированном в Шульхан Арухе в XVI веке. Согласно ортодоксальному иудаизму, это законодательство неизменно. Второе послание иудаизма — это его универсальная часть, которая направлена на наше собственное преобразование, а также на донесение Человечеству идей монотеизма, мира, справедливости и милосердия. Это послание открыто для всех народов мира. Не отрицая партикулярную часть Иудаизма, а развивая традицию, все же для меня универсальное послание превалирует над партикулярным.

Насколько влияет на Вас негативное отношение к реформистскому иудаизму представителей ортодоксальных течений?

Нужно отметить, что это отношение зависит от страны, в которой мы живем. Реформизм — наибольшее еврейское религиозное течение как в мире, так и в Северной Америке. Американские хасиды прекрасно понимают, что реформистский иудаизм имеет под собой не только финансовые, но и многие другие сферы влияния. Если между собой они, может быть, и говорят о реформистском иудаизме негативно, то наружу этого стараются не показывать.

Лично у меня нормальные и уважительные отношения со всеми раввинами, которые работают в Украине. Если бы я носил шляпу, то перед некоторыми из них я бы ее снял за работу, которую они делают по еврейскому просвещению. Вместе с тем, я понимаю, что, по их мнению, их путь в иудаизм — единственно верный. Иудаизм реформистского направления не возносит себя. Мы говорим о том, что правильных путей, как быть евреем, — множество. И каждый из нас волен выбирать лично свой.

У каждой реформистской общины есть свои особенности, продиктованные местом, в котором она базируется. В чем особенности киевской общины?

Ниша, которую мы заняли в Киеве, да и во многих других городах Украины, — еврейская интеллигенция, которая не боится быть собой. Мы не уводим евреев от иудаизма, а, наоборот, приводим их к нему. Кстати, не только их, но и их нееврейских супругов, друзей. Членом наших общин может быть любой человек, который подходит под закон о Возвращении. Мы принимаем не только третье поколение, а теперь и четвертое поколение евреев. Наши детские сады, которые начали свою работу ещё в 1994 году, выпустили с того времени много детей, которые уже выросли. Они могут стать полноправными членами наших общин. Де-факто они евреи, если они хотят стать таковыми де-юре — наше Движение предлагает им программу обращения в иудаизм. Наш гиюр признается государством Израиль.

Даже если человек потерял свои еврейские корни, что часто случалось во времена Союза, он может прийти к нам и стать на программу обращения в иудаизм. Наши двери открыты не только для евреев по рождению, мы открыты для всех желающих узнать больше об иудаизме и принять его.

 

Вы сказали о том, что в Израиле признается реформистский гиюр. В то же время, буквально недавно Давид Азулай, Министр по делам религий Израиля, сказал о том, что не считает реформистских иудеев евреями…

Давид Азулай представляет религиозную ультраортодоксальную партию ШАС. Идеология этой партии во многом соответствует его точке зрения.

Как Министр по делам религий Израиля он не имел права высказывать свою личную точку зрения. Ответ премьер-министра Израиля Биньямин Натаньягу, который принес извинения от лица Кабинета Министров всем последователям неортодоксальных течений иудаизма, был услышан нами.

Какую позицию заняла реформистская община Израиля?

На нашем сайте представлено письмо раввина Гилада Карива, главы реформистского движения Израиля, который написал открытый ответ в виде обращения к господину Азулаю.

Сегодня в общине я читал письмо к г-ну Азулаю, опубликованное Всемирным Союзом Прогрессивного Иудаизма — зонтичной организации, членом которой является и Религиозное Объединение Общин прогрессивного Иудаизма Украины. Если г-н Азулай умный человек, то он должен учиться на своих ошибках. Не даром в иудаизме есть понятие тшувы…

Уже в период Вашей учебы в ортодоксальной ешиве Вы поняли, что реформизм — Ваше направление. С какими позициями ортодоксального иудаизма Вы не согласны, что в нем не Ваше?

В ортодоксальном иудаизме все мое. Я рос в еврейской семье, где соблюдались традиции. Но есть некоторые вещи, которые лично для меня неприемлемы.

Например, кастовое деление общества — коэны первыми вызываются к Торе, затем левиты. Не по поступкам, а по происхождению. Далека от меня также религиозная и социальная несправедливость в отношениях между мужчиной и женщиной. В Торе нет ни слова о том, что женщина не может носить тфилин, талит или кипу. Женщины могут быть раввинами, ведь раввин — это учитель.

Вот с этими вещами в ортодоксальных течениях я лично не согласен.

Кто из религиозных лидеров прошлых лет является авторитетом для Вас или близок Вам по духу?

Я вырос на историях о Бааль Шем-Тове и Гершеле Острополлере, шуте этого цадика. Понятно, что Гершеле не был шутом, ведь только разумный и мудрый человек может воспринимать и создавать юмор. То, что иудаизм научился подсмеиваться над собой, — замечательно.

Мне очень нравится благородство и любовь к человеку, которое проявлял рэбэ Леви Ицхак, цадик из Бердичева. Мне близок гуманизм раввина Йосифа Соловейчика, который говорит о том, что каждому из нас Богом дарована судьба, а наша цель — превращение судьбы в миссию. Я следую словам этого современного философа.

Если говорить о людях современности, то тех, с кем бы я хотел дружить и с кем дружу, на самом деле много.

Многие воспринимают реформистскую общину как первый шаг на пути к более традиционным движениям. С другой стороны, в реформизм идут люди, разочаровавшиеся в ортодоксии. Кого больше в Ваших общинах, или существует «третья сила»?

У нас, скорее всего, третий путь, третья сила. Члены наших общин — это евреи, которые хотят, оставаясь евреями, соответствовать времени, в котором живут. Эти люди любят иудаизм, уважают традицию и хотят ее развивать.

Источник: http://jewishnews.com.ua/

sneakers
рубрика: 
дата: