Ваад України та НаУКМА (кафедра історії)

Магістерська програма з юдаїки оголошує набір на 2021 – 2023 н.р.

 

 

 
 
 
 
 
 

Ваад України, НаУКМА (кафедра історії), ТНУ

Міждисциплінарна сертифікатна програма з юдаїки оголошує набір на 2021/2022/2023 н.р.

Умови вступу

 

 
 

ЗВЕРНЕННЯ
 

Громадські активісти вимагають від влади презентувати саме український проєкт
меморіялізації жертв Бабиного Яру

 

Как нееврей на Седер Песах ходил

На этой неделе иудеи всего мира празднуют Песах – древнейший еврейский праздник, который посвящен освобождению из египетского плена.
Platfor.ma нашла добровольца-нееврея, который отправился на торжественный ужин в одну из киевских синагог.

– Надень кипу и не вздумай прикасаться к телефону или что-нибудь записывать. И вообще, ты точно уверен, что хочешь пойти?

Инструктаж подруги-еврейки перед моим походом в синагогу на торжественный вечер в честь праздника Песах особенно на оптимизм не настраивает. Я с ходу представляю себе тоталитарное общество угрюмых иудеев в черных одеяниях, которые побивают камнями тех несчастных, у кого зажужжит некстати пришедшее SMS. И все же отправляюсь проверять, так ли это.

Песах часто называют еврейской Пасхой, но на самом-то деле и сюжет, и церемония совсем разные. Пасха – про воскрешение Иисуса, которое иудеям вообще побоку, а Песах – про сорокалетние блуждания по пустыне во имя избавления от египетского рабства, для христиан первостепенного значения не имеющие.

На торжественный ужин – седер (спасибо, Википедия!) – я отправляюсь в одну из трех киевских синагог – Галицкую, которая притаилась во дворах за универмагом «Украина». Прохожу кованные ворота с символическим изображением семисвечников, и попадаю в небольшой дворик перед опрятным двухэтажным зданием. У входа курят две симпатичные девушки и что-то обсуждают на иврите.

«Не трогать телефон, ничего не писать, выглядеть евреем», – с зародившемся сомнением повторяю я свою мантру, глядя на то, как девушки вполне светски о чем-то щебечут, покуривая сигаретки. Тем временем из синагоги выходит мой приятель Леонид, который вызвался исполнять роль гида. Я надеваю кипу, попутно вырвав себе заколкой-невидимкой половину шевелюры, и вхожу в дивный новый мир еврейства.

Зал, рассчитанный примерно на сто человек, заполнен наполовину. В его центре перед небольшим помостом в деловом костюме стоит раввин лет 30-35, похожий на успешного офисного работника и, как говорят настоящие офисные работники, модерирует дискуссию. Судя по присутствующим в зале, дресс-код был не особенно строгим. Ни одного угрюмого еврея в черных одеяниях не наблюдается. Несколько человек сидят в обычных шапках и бейсболках, а какой-то парень, явно забывший кипу или любой другой головной убор дома, с комфортом развалился на стуле в пилотке из газеты. Неподалеку от него располагается мужчина лет 45, который то ли очень нищий, то ли чрезвычайно стильный: вязаная шапка с выбивающимися из-под нее длинными прядями, пиджак в тонкую полоску, массивные кроссовки и  не менее массивная борода. Другой мужчина в своей широкополой шляпе и элегантном пальто и вовсе легко бы прошел кастинг на фильм про Великую депрессию. Все они не без интереса слушают раввина.

– Понимаете, система, в которой царит абсолютный порядок – рабская, – рассказывает он. – В Египте у людей не было свободы, над ними всегда был потолок, который они не могли преодолеть ни при каких условиях. И исход евреев был своего рода революцией.

 – У нас в Украине каждые десять лет революция, – слегка некстати напоминает немолодой мужчина, сидящий ближе всего к центру зала.

 – Да, получается, что Украина – антиегипетская страна, – легко соглашается раввин.

Судя по всему, предупреждения о строжайших порядках серьезно преувеличены. Участники дискуссии постоянно встают и бродят туда-сюда, а у входа в главный зал молодежь шумно обсуждает какие-то свои не особенно религиозные темы. Мой приятель то и дело заглядывает в телефон, переписываясь с кем-то в фейсбуке. Я пока не решаюсь.

– …изобретение колеса – это ведь было грандиозное событие… - продолжает тем временем раввин.

 – Да что там, - снова перебивает его самый активный участник дискуссии. – Ну, изобрел кто-то там колесо, но от него одного толку нет. Чтобы автомобиль поехал, нужно четыре колеса! И вот когда евреи изобрели три недостающих, в нашу честь даже часть света назвали – Европа! Так что евроинтеграция – это тоже про нас.

 На этой остро актуальной ноте собравшиеся переходят к молитве. Раввин накидывает специальное молитвенное покрывало и начинает нараспев читать священные тексты. Кажется, теперь я действительно понимаю, откуда рэпер Матисьяху черпает вдохновение.

При этом в книгах, разложенных на столах, указана четкая программа действий для молящихся: скажем, в какой-то момент нужно вслух прочесть какую-либо фразу, а в другой – сделать три шага в сторону. Вместе с набором понятных схем все это похоже на некий алгоритм, которому скрупулезно следуют около сорока остающихся в зале верующих.

Леонид поясняет мне, что это синагога «религиозных сионистов», и здесь все гораздо скромнее, чем в более ортодоксальной синагоге на Шота Руставели, которая считается центральной. Молитва завершается достаточно быстро и всех зовут на второй этаж, где уже накрыты длинные столы. «Накрыты» означает, что с определенной периодичностью стоят тарелки, на которых лежат символические продукты. Скажем, хрен – «горькая трава» – обозначает горести, которые евреям довелось пережить в египетском рабстве, а кусочек курицы весьма метафорически символизирует жертвенного ягненка. Также в продуктовом наборе сладковатая масса из орехов с медом, вареные яйца и вареный картофель. Вскоре на столах появляется и массандровское вино «Алустон» со знаком кошерности на этикетке и надписью: «Под наблюдением раввина Пинхаса Вишедского».

Тем временем все рассаживаются и на импровизированную сцену выходит ведущий вечера – глава одной из столичных еврейских организаций.

– Сегодня у нас будет небольшая лабораторная работа. На столах у вас разложены «методички», где четко расписано, когда, что и зачем нужно делать.

Я разглядываю «методичку», которая представляет собой цветное издание страниц на 60 под названием «Пасхальная агада».

Сколько раз я объяснял знакомым, что Песах – это совсем не Пасха. Теперь я прихожу в синагогу и вижу книгу, на которой написано: «пасхальная». Ох, евреи, – горько вздыхает мой сосед по столу.

Впрочем, в остальном «методичку» действительно можно похвалить – листая ее (непривычно: с конца к началу и справа налево), и правда можно выстроить четкий сюжет исхода евреев из египетского рабства. Все символические жесты также четко расписаны: сейчас, мол, хлебните вина, а затем съешьте вот такой кусочек мацы с вот этой сладостью.

Вскоре церемония набирает ход. Ведущий рассказывает о ключевых эпизодах египетского плена, гости исправно читают вслух избранные места из «методички», а также едят положенные продукты. Впрочем, это только звучит легко. На самом-то деле некоторые части обряда подразумевают, что ты полчаса сидишь, глядя на еду на своей тарелке, и не имея права к ней прикоснуться. Силу воли тренирует на ура. При этом потом, когда по правилам можно съесть очередную порцию, внезапно оказывается, что в этот момент следует жевать не какой-нибудь стейк рибай, а кусок хрена, жесткий, как подошва, и едкий, ну, как хрен.
В определенный момент ведущий рассказывает, что по правилам следует взять пластинку мацы, разломать ее пополам и спрятать один из кусочков.

– Впрочем, вам этого делать не нужно.

Разумеется, большая часть зала тут же берется разламывать мацу и прятать ее кусочки.

– Что ж, теперь мы окончательно доказали, что этот ужин – еврейский. В «методичке» четко указано, что делать это должен ведущий, но, разумеется, каждый еврей считает себя ведущим, – хмыкает управляющий вечером.

Периодически со своего места по его просьбе встает некий мужчина в летах и начинает петь. Зал с радостью подхватывает.  Я узнаю в вокалисте джентльмена, который все время вступал в дискуссии с раввином. Поет он действительно неплохо, а тематика песен отвечает духу вечера. В одной из композиций он хриплым баритоном, к примеру, сообщает, что «Если бы Он вывел нас из Египта, но не совершил бы суда над египтянами…», после чего толпа отзывается: «Дайэну», что означает – «хватило бы нам и этого». «Если бы поразил Он их первенцев, но не отдал бы нам их богатства» – «Дайэну». «Если бы Он провел нас по морю, как по суше, но не утопил бы в нем наших врагов» – «Дайэну». То есть, в принципе, евреям много не надо.

Судя по «методичке», еще одна песня для Песаха основана на принципе «Дома, который построил Джек» – сначала поется о зарезанном козленке, потом о гибели мясника, резавшего его, затем о некстати попавшей под руку собаке, а заканчивается все тем, что пришел Господь и прикончил Ангела смерти, который, в свою очередь, перебил всех из предыдущих куплетов. Впрочем, в целях экономии времени эту поучительную песню о жизни и смерти решили не петь.

Тем временем ведущий продвигается по церемонии. При этом, надо отметить, на религиозную проповедь это походит мало – говорит он простыми фразами и современными словами, никаких сакральных формул и сложных устаревших конструкций, как в некоторых других религиях. Так, история об Иосифе в его изложении звучит примерно так:

– Иосиф был отличный менеджер. В те годы Египту грозил дефолт из-за семи лет неурожая. А Иосиф, по сути, придумал госрезерв, который начали заполнять припасами на будущее.

Вскоре дело доходит до этапа, на котором по правилам нужно наедаться до отвала. По столам разносят несколько видов салата (все с таким невероятным количеством лука, как будто это главное еврейское лакомство), бульон и вареную курицу с пюре. Стоит отметить, что после пары часов молитвы и лекции все это оказывается чертовски вкусным. Если, конечно, можно употреблять слово «чертовски» в тексте про праздник в синагоге.

– А ты первый раз тут? – интересуется у меня соседка по столу.

– Ага, первый. Честно говоря, я даже не еврей, – заговорщицки шепчу я.

Окружающие смотрят на меня с некоторым удивлением. Впрочем, никакого недовольства не чувствуется. Возможно, в мою пользу сыграло то, что я не шутил о том, когда же уже принесут кровь христианских младенцев, и не засевал все вокруг себя хлебобулочными изделиями (суть Песаха в том, что всю неделю иудеям запрещено и близко подходить к зерновым, подвергшимся закваске).

Между тем, праздник длится уже несколько часов, и собравшиеся явно подустали.

– Это еще что, однажды мы праздновали Песах с одной семьей, так церемония только под утро закончилась. Расходились уже с рассветом, – ободряет окружающих какая-то девушка.

Впрочем, ведущий чутко улавливает настроения зала и объявляет, что оставшаяся часть торжества пройдет очень быстро. Подобревшие гости выпивают еще два необходимых по канону бокала вина и расходятся по домам.

Я иду на площадь Победы, чтобы словить такси. Откуда-то со стороны вокзала доносится отзвук загулявшей компании, которая распевает песню про Путина и ла-ла-ла-ла-ла. Каждый празднует Песах по-своему.

Источник: platfor.ma
Рис.: Paz Bernstein

 

 

Nike Air Force 1 Shadow Beige White Orange CU3012-164 – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers

рубрика: