Барак Обама в Израиле: скромное обаяние президента

Атила  Сомфалви – известный израильский журналист и политический обозреватель. Родился в 1979 году в Израиле.
Его статьи публикуются сайтах новостей Израиля и в израильских газетах.

Под красивой внешней оболочкой объятий и поцелуев, в своей иерусалимской речи в Биньяней а-Ума перед очарованной и заворожённой аудиторией, американский президент снял бархатные перчатки, и призвал израильскую молодёжь проснуться, выйти из апатии и взять в свои руки своё будущее.
 
Он призвал молодёжь подтолкнуть политиков к действию, подтолкнуть их к достижению мира с палестинцами, прямо смотреть в лицо реальности: демографической, военной, связанной с оккупацией. Всё это, повторяю, было великолепно упаковано в тысячи красивых слов, которые вызывали у каждого израильтянина ощущение спокойствия и безопасности, особенно когда эти слова произносит американский президент.
 
Но от правды не спрячешься, и от фактов не уйдёшь:  Барак Обама в своей речи побуждает народ взбунтоваться. Взбунтоваться против господствующей у нас двадцать лет концепции. Против нарратива Биньямина Нетанияху и правых. Против наследия Барака, Шарона, Нетанияху, которые считали, что нам не с кем разговаривать, что Абу Мазен - это то же самое, что Исмаил Хания, и что строительство в поселениях должно продолжаться.  Несмотря на всё своё обаяние, которое он продемонстрировал по адресу Нетанияху, президент не верит премьер-министру. Он не верит декларациям главы нашего правительства и не полагается на искренность его намерений в палестинском вопросе. Четырёх лет ему хватило, чтобы понять, с кем он имеет дело. И даже назначение Ципи Ливни ответственной за переговоры с палестинцами не убедило его, что Нетанияху сменил установку.
 
 Поэтому Обама решил обратиться к народу через голову Нетанияху, прямо и откровенно высказать израильтянам свою позицию: я вас защищу, я вам помогу, я буду стоять за вас, но я не уступлю вам в палестинском вопросе. У вас, израильтян, уже есть государство, а они, палестинцы, изнывают под гнётом оккупации. Все ваши отговорки я знаю, добавил Обама между строк. Я всё это уже слышал. Я сам могу повторить вам наизусть список всех угроз и всех разочарований, которые скопились у вас за долгие годы. Но отговорки - не программа действий. Палестинское государство – это как раз программа. Так что вперёд, за дело!
 
В свой первый день в Израиле Обама играл по тем правилам, которые предложили ему израильтяне. Обнимал Биби, фотографировался на фоне "Железного купола", говорил комплименты жене премьер-министра и крыл Иран. Но в Америке после проплаченных похвал принято подавать счёт, и он не замедлил явиться – в речи в Биньяней а-Ума. Обама использовал второй день визита, чтобы заявить о том, что его по-настоящему беспокоит, о вопросе, который он не намерен обходить в свою вторую каденцию: о создании палестинского государства. Чтобы показать израильтянам, насколько он твёрдо стоит на своём, он должен был приехать сюда во всеоружии.
 
Советники Обамы приготовили ему прекрасную речь для произнесения в Израиле, со всеми нужными персоналиями (Бегин, Рабин) и со всеми точными цитатами (Бен Гурион, Давид Гроссман), с правильным историческим контекстом (Катастрофа, историческое право, Израиль тут, чтобы остаться навеки), и, главное, с подходящим лексиконом («вы не одни», "Эрец Нехдерет", «бурлящая демократия»). Когда он, наконец, дошёл до палестинцев, не осталось ни одного израильтянина, который не растаял и не влюбился бы в президента, про которого раньше говорили, что он против, и ненавидит, и не любит, и  не друг. Так он доказал, что он не ненавидит, не против, и очень даже друг. Причём такой друг, который по-настоящему заботится о своих друзьях и не верит ни единому слову, которое исходит из уст политиков.
 
Обама доказал, что он извлёк уроки из предыдущей своей каденции. На сей раз он, на первый взгляд, никому ничего не навязывает. Но это только на первый взгляд. Он отказался поддержать требования палестинцев о замораживании строительства в поселениях, но это не значит, что он поддерживает продолжение такого строительства. Обама просто обязан помочь палестинцам слезть с высокого дерева чрезмерных требований: если и он скажет, что нужно заморозить строительство, палестинцы не смогут сдвинуться на миллиметр, поскольку они не могут требовать меньше, чем президент США.
 
Поэтому на сей раз Обама гибок в своих тактических требованиях, но вдвойне настойчив  в достижении стратегической цели. А эта цель называется: суверенное палестинское государство в границах 67-го года. И если для достижения этой цели нужно два дня поухаживать за Биби и погрузить израильтян в словесное "море любви", погладить их по шёрстке и сказать пару слов на иврите, да ради Бога! Лишь бы они усвоили главное. И сейчас, больше, чем когда бы то ни было, похоже, что они усвоили. Осталось только посмотреть, как всё это теперь будет выглядеть на ближневосточной шахматной доске, которая никуда не денется и после того, как «Борт номер 1» США улетел обратно в Вашингтон.
 
Атила  Сомфалви
Перевод с иврита М. Ривкина
Источник: www.demcharter.org.il
Фото: 
www.demcharter.org.il
Sneakers
дата: