Дов Конторер. Новая позиция Ватикана

Теологический документ, представленный в Ватикане в конце прошлой недели Папской комиссией по религиозным связям с иудаизмом, носит название Sine poenitentia enim sunt dona et vocatio Dei ("Ибо дары и призвание Божье непреложны"). В этом документе излагается краткая история взаимоотношений между католиками и иудеями за пятьдесят лет, прошедших со времени завершения работы Второго Ватиканского собора, одним из последних деяний которого стало в октябре 1965 года принятие резолюции Nostra aetate ("В наше время"), определившей новое отношение католической церкви к нехристианским религиям. После девятнадцати веков, на протяжении которых антиеврейская проповедь была неотъемлемой частью церковной практики, регулярно приводившей к кровавым последствиям, и через двадцать лет после Катастрофы европейского еврейства, вызванной неоязыческой силой, но ставшей возможной благодаря накопленному эффекту христианской проповеди презрения к евреям, Nostra aetate, в частности, определила:

"Хотя иудейские власти и их приверженцы настояли на смерти Христа, однако то, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным. Хотя Церковь и есть новый Народ Божий, однако иудеев не следует представлять ни отверженными Богом, ни проклятыми, утверждая, будто бы это вытекает из Священного Писания. Поэтому в преподавании катехизиса и в проповеди слова Божия всем следует стараться не учить тому, что несообразно с истиной Евангелия и с духом Христовым. Кроме того, Церковь, осуждающая любые гонения, памятуя об общем с иудеями наследии и движимая неполитическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против иудеев".

Не вдаваясь сейчас в вопрос о том, стала ли Nostra aetate прямым руководством к действию для всех без исключения клириков и институций католической церкви, следует все же признать значение данного документа, впервые отвергшего и осудившего на доктринальном уровне проповедь презрения к евреям. В связи с этим в еврейских кругах господствует, при всех оговорках, особенно частых в ортодоксальной среде, положительное отношение к Nostra aetate. В то же время еврейской стороне было ясно, что данный документ, отвергающий проповедь презрения, оставляет в силе церковную доктрину замещения, согласно которой церковь, как "Новый Израиль", полностью заместила собой еврейский народ, лишившийся Божественной любви и даров избранничества. В строках Nostra aetate, следующих сразу же за приведенным выше фрагментом, говорилось:

"Впрочем, как Церковь всегда утверждала и утверждает, Христос по Своей безграничной любви добровольно принял страдания и смерть за грехи всех людей, чтобы все пришли ко спасению. Поэтому проповедующая Церковь должна возвещать крест Христов как знамение всеобъемлющей Божией любви и как источник всякой благодати".

В этих словах, пусть и неявным образом, содержится декларация традиционного принципа "вне церкви нет спасения", из чего по необходимости следует, что Второй Ватиканский собор, выразив сожаление по поводу прошлых гонений и осудив их теоретическое обоснование вечным для всех иудеев проклятием, все же не обозначил никакого иного формата отношений с иудаизмом вместо "возвещения креста Христова" евреям и привлечения оных к "источнику всякой благодати". При подобной постановке вопроса само понятие диалога с иудаизмом де-факто оставалось в церковной практике синонимом миссионерских усилий, направленных на поглощение и устранение собеседника. Иначе говоря, евреям по-прежнему отводилась роль ультимативного объекта воздействия со стороны католической церкви. Право иудаизма на подлинную и актуальную субъектность, подразумевающую легитимную возможность для иудеев оставаться самими собой, церковь не признавала.

Отказ от этой позиции может быть усмотрен в новом документе, представленном Папской комиссией по религиозным связям с иудаизмом. Его название представляет собой цитату из новозаветного Послания к римлянам (11:29), но фактическое содержание Sine poenitentia enim sunt dona et vocatio Dei далеко от того, чтобы его можно было назвать традиционным или преемственным по отношению к прежней доктрине католицизма.

В новом документе говорится об особом статусе диалога между католиками и евреями, принципиально отличном от диалога церкви с другими мировыми религиями. Данное отличие связывается с еврейскими корнями самого христианства, а суть его состоит в том, что слово Божье, воплотившееся для христиан в личности и учении Иисуса, для иудеев актуально присутствует в Торе. Из этого в документе делается следующий многозначительный вывод: "Хотя иудеи и не могут верить в Иисуса Христа как универсального искупителя, они причастны к спасению, потому что дары и призвание Божье непреложны, и это остается непостижимой тайной спасительного замысла Бога" (цитируется по изложенному на сайте Радио Ватикана). Иначе говоря, католическая церковь, полагающая себя обязанной заботиться о спасении всех людей через их обращение в христианство, полагает отныне, что для евреев достаточной и спасительной является их приверженность иудаизму. В связи с вышесказанным определяется новый подход католиков к диалогу с еврейской религией:

"Хотя в диалоге с иудаизмом католики дают свидетельство своей веры в Иисуса Христа, они воздерживаются от всякой активной попытки обращения евреев и миссионерства среди них. Католическая церковь не предусматривает никакой институциональной миссии, обращенной к евреям... В братском диалоге евреи и католики должны все лучше изучать и узнавать друг друга, примиряться друг с другом, совместно трудиться на благо справедливости, мира и защиты творения, действенно бороться против всякой формы антисемитизма. Они призваны укреплять сотрудничество в гуманитарной сфере, помогая бедным, слабым, отверженным, и стать таким образом благословением для всего мира".

Цитируемый документ не исключает полностью возможность дальнейших эксцессов на почве прозелитизма и связанных с ними поводов для взаимного недовольства. С еврейской точки зрения, оптимальной являлась бы ситуация, при которой любой католический священник настойчиво адресовал бы к иудаизму любого еврея, который когда-либо в будущем обратится к нему с просьбой о религиозном наставлении и/или крещении. Дело едва ли будет обстоять именно так во всех случаях. Но при этом нельзя не признать значение провозглашаемого Ватиканом отказа от институционального миссионерства в еврейской среде, бывшего на протяжении многих веков не просто неотъемлемой частью, но сердцевиной миссионерской политики церкви.

По указанной причине опубликованный документ Папской комиссии по религиозным связям с иудаизмом встретил положительную реакцию в еврейской среде. О своем удовлетворении в связи с новой позицией католической церкви сообщила общественная организация "Яд ле-ахим", считающая своей главной задачей противодействие миссионерской работе в Израиле. Параллельно с этим группа из 25 израильских, европейских и американских ортодоксальных раввинов опубликовала совместное заявление "Исполняя волю нашего Небесного Отца: на пути к сотрудничеству между евреями и христианами". В этом заявлении признается реальное изменение официальной церковной доктрины об иудаизме, начало которому положил Второй Ватиканский собор, и отмечается особое значение нового церковного тезиса "об уникальной позиции Израиля в священной истории и в отношении конечного искупления мира".

Далее в заявлении говорится: "Вслед за Маймонидом и рабби Йегудой Галеви и мы признаем, что христианство - не случайность и не ошибка, но плод Божьей воли и дар для народов мира. Разделив иудаизм и христианство, Бог пожелал создать разделение между товарищами, имеющими значительные богословские различия, но не разделение между врагами... Теперь, когда католическая церковь признала нерасторжимость Завета между Богом и Израилем, мы можем признать непрестанную конструктивную ценность христианства в качестве нашего партнера в искуплении мира, не опасаясь того, что признание этой общности станет причиной злоупотреблений в миссионерских целях. Об этом уже заявила двусторонняя комиссия Главного раввината Израиля и Святейшего престола под руководством раввина Шеар-Ишува Ха-Коэна... Сотрудничество между нами никак не умаляет различий, которые остаются между двумя общинами и двумя религиями. Мы верим, что для возвещения Своей истины Бог использует многих посланников; мы подтверждаем фундаментальные этические обязанности всех народов перед Богом, о которых иудаизм всегда наставлял через учение о Завете Ноя".

Степень институализированности в иудаизме принципиально меньше, чем в христианстве вообще и в католической церкви, в частности. Ничего подобного тщательно выстроенной и детально регламентированной иерархии католицизма в иудаизме не существует. По этой причине возможный общественный резонанс и фактический вес цитируемого заявления 25 ортодоксальных раввинов будет при любых обстоятельствах меньше, чем вес документа, опубликованного Папской комиссией во главе куриальным кардиналом Куртом Кохом. Кроме того, религиозный интерес иудаизма к христианству в целом значительно ниже, чем интерес христианской стороны к иудаизму.

В силу вышесказанного многие религиозные евреи будут готовы утверждать, что их ни к чему не обязывает мнение подписавших заявление раввинов о "непрестанной конструктивной ценности христианства", и даже оспаривать это мнение, ссылаясь на достаточно авторитетные источники. Другим данная тема покажется малоценной и представляющая интерес лишь для тех, кто в силу своего официального статуса вынужден совершать хитроумные реверансы на площадке межрелигиозного диалога.

Автор этих строк считает иначе и находит немалый положительный смысл в параллельном изложении позиций, одна из которых признает религиозную достаточность - или, выражаясь христианским языком, "спасительность" - иудаизма и открыто провозглашает отказ от целенаправленной проповеди христианства евреям, а другая признает христианство Божьим даром народам мира, которые не удостоились встречи с Богом в собственной исторической судьбе, и тем самым заявляет, что христианство является для них религиозно достаточным.

Уникальная соотнесенность иудаизма и христианства как двух разных религий, имеющих общий священный текст (Танах) и существующих как две разные формы прочтения этого текста, изначально определила особую остроту отношений между ними. Обусловленный этим исторический опыт нельзя исправить задним числом, но актуальные отношения иудаизма и христианства могут быть приведены к корректному состоянию, первейшей характеристикой которого является взаимопризнание полноценной религиозной субъектности обеих сторон. Католической церкви потребовалось на это слишком много времени, но ее сегодняшняя позиция вполне отвечает еврейским ожиданиям, которые недавно еще могли показаться неоправданно смелыми, и заявленная в связи с этим позиция группы ортодоксальных раввинов может рассматриваться как сообразная новым фактическим обстоятельствам.

(Дов Конторер, "Вести", 17.12.2015)

ФБ

Nike Footwear
рубрика: